Фарминг и стейкинг

29.12.2023
Фарминг и стейкинг

Стратегии пассивного дохода в криптовалюте становятся все более разнообразными, вытесняя стратегию холдинга, и эти новые стратегии не лишены рисков.

До появления доходного фермерства был стейкинг, а до стейкинга — майнинг. Блокчейн-разработчики находят и создают новые способы дать пользователям криптовалюты пассивный доход.

В 2020 году доходное фермерство стало главным трендом. Оно активно развивалось вместе с сегментом DeFi и его новыми возможностями. Предоставление ликвидности DEX оказалось гораздо более выгодным, чем стейкинг, и криптоинвесторы стали меньше интересоваться им.

Встает вопрос, стоит ли пренебрегать всеми угрозами безопасности, которые несут с собой незащищенные пулы ликвидности.

Скорее всего, заниматься фермерством рискованнее, чем стейкингом криптовалюты. Давайте разберемся с определениями и выясним различия между фармингом и стейкингом.

Доходное фермерство (yield farming)

Доходное фермерство или yield farming - это механизм получения пассивного дохода за счет предоставления ликвидности децентрализованным приложениям и обменным платформам.

Основной принцип работы заключается в следующем. Пользователь блокирует определенную сумму криптоактивов на смарт-контракте платформы или протокола, тем самым пополняя ликвидность, необходимую для корректной работы сервиса.

За предоставление такой ликвидности и возможность другим пользователям обменивать DAI на COMP (или наоборот) по текущей рыночной цене, фермер получает комиссионное вознаграждение с каждой совершенной транзакции. Чем более ликвидную и востребованную пару он обеспечивает и чем больше капитал он предоставляет в пул, тем выше его доход. Также протоколы мотивируют пользователей предоставлять ликвидность, выплачивая проценты от общего пула в их собственных токенах.

Подобное доходное фермерство возможно благодаря децентрализованным финансовым приложениям и платформам, работающим на блокчейнах. В первую очередь речь идет о DeFi (децентрализованные финансы) на Эфириуме, где и зародилась вся эта экосистема. Популярными протоколами в этом сегменте являются такие платформы и сервисы как Uniswap, Compound, Curve, Balancer, Yearn Finance и многие другие.

Таким образом пользователи зарабатывают пассивный доход на сумме своих вложенных криптоактивов, обеспечивая при этом ликвидность и техническую возможность для обмена и движения денег. Звучит как идеальная бизнес-модель: и хранитель получает проценты, и пользователь имеет ликвидность за счет предоставленных активов.

Однако на деле данная модель несет целый ряд подводных камней и сопутствующих рисков.

Риски доходного фермерства криптовалют

Высокая доходность в сотни процентов годовых, которую обещает доходное фермерство, имеет и оборотную сторону в виде высоких рисков, сопутствующих данной деятельности. Рассмотрим основные из них.

Волатильность и непостоянные потери. Курсы криптовалют исторически отличаются большой волатильностью и резкими колебаниями в обе стороны. А фермер обеспечивает ликвидность именно за счет депозита криптоактивов.

Это несет риск того, что на момент закрытия им своей фермерской позиции по данному пулу ликвидности, его токены могут значительно упасть в цене по сравнению с моментом открытия позиции. Таким образом реальная доходность с учетом текущей стоимости его вложений получается намного ниже обещанных на старте сотен процентов. Данный риск в криптосообществе называют "непостоянными потерями". И полностью исключить его крайне сложно.

Хакерские атаки и уязвимости смарт-контрактов. Поскольку вся экосистема децентрализованных финансов и доходного фермерства работает на основе смарт-контрактов и кода, то здесь всегда есть риск того, что в этом коде окажутся уязвимости или открытые дыры для взлома. История знает немало примеров того, как ошибки в коде или концепции смарт-контрактов приводили к печально известным хакерским атакам. Из известных крупных инцидентов можно вспомнить взлом и вывод $600 млн с проекта на Эфириуме Poly Network или атаку на проект Wormhole с ущербом в $320 млн. Также достаточно часто фермеры становятся жертвами фишинговых атак, под видом каких-либо выгодных предложений отдавая мошенникам доступ к своим криптоактивам.

Запутанное правовое регулирование. Еще одна возможная опасность при доходном фермерстве криптовалют связана с неопределенностью и постоянными изменениями в правовом регулировании криптоактивов и операций с ними. Законодатели ведущих стран по-разному трактуют правовой статус тех или иных криптопроектов, а также налогообложение операций с ними. Все это создает значительные сложности при взаиморасчетах фермеров с государством и другими регуляторами. И существует риск того, что при неправильном толковании статуса транзакций, фермер может оказаться нарушителем закона. А в худшем сценарии - и с крупным штрафом или уголовным делом.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что, несмотря на лицо доходности, фермерство криптовалют сопряжено со значительными рисками финансового, правового и технического характера.

Стейкинг — это процесс, который обеспечивает функционирование блокчейнов, основанных на алгоритме Proof-of-Stake (PoS). На этот алгоритм разработчики переводят сеть Эфириум.

Майнинг — это процесс, который обеспечивает функционирование блокчейнов, основанных на алгоритме Proof of Work (PoW). На этом алгоритме работает первая криптовалюта — Биткоин.

Майнинг и стейкинг: разница

В отличие от того, чтобы расходовать электроэнергию и мощность оборудования на решение сложных математических задач и подтверждение транзакций (алгоритм Proof-of-Work), стейкеры замораживают свои активы, чтобы выступать в роли узлов и подтверждать блоки.

Например, сеть Ethereum 2.0 требует соблюдения строгого правила, согласно которому пользователи, чтобы начать стейкинг, должны заморозить 32 Ether. После заморозки активы становятся «ставкой», которая стимулирует пользователя действовать честно, подтверждая транзакции.

По сути, стейкеры — это пользователи, которые самостоятельно настраивают узел и подключаются к любой сети PoS, чтобы поддерживать работу блокчейна в качестве валидатора узла. Но помимо рядовых пользователей, стейкинг монет могут предлагать и централизованные сервисы. К примеру криптобиржи и кредитные платформы, где люди держат свои активы. Таким образом даже не имея технических знаний можно получать пассивный доход от делегирования своих средств.

Централизованные и децентрализованные биржи (или любая платформа, где хранятся активы) предлагают своим пользователям делать ставки на активы, избавляя их от необходимости разбираться в технических деталях настройки узла. Алгоритм такой: сама биржа занимается проверочной частью процесса, в то время как единственное, что должен сделать пользователь — предоставить активы.

Основная цель стейкинга — не обеспечение ликвидности платформы, а обеспечение безопасности сети блокчейнов. Чем больше пользователей делает ставку, тем более децентрализован блокчейн, и, следовательно, его сложнее атаковать. Основными плюсами перехода к стейкингу являются повышение децентрализации и безопасности сети, снижение стоимости поддержки инфраструктуры, а также возможность получения постоянного пассивного дохода для рядовых держателей монет.

Однако стейкинг не предлагает такой выгодной сделки как доходное фермерство. Ставки APY выплачиваются ежегодно и составляют от 5% до 15%. Доходность LP в некоторых случаях может превышать 100%.

Отличия стейкинга и фарминга

Стейкинг и фарминг - два популярных на сегодняшний день способа получения дохода на криптовалютах. На первый взгляд, они выглядят весьма схожими: и там, и там пользователь блокирует свои монеты, чтобы зарабатывать на них проценты. Однако при ближайшем рассмотрении становится заметно, что это довольно разные по своей сути вещи. Давайте разберемся в ключевых отличиях стейкинга и фарминга.

Во-первых, это разные цели, которые преследуют данные процессы. Стейкинг нужен для обеспечения работы блокчейна и подтверждения транзакций, то есть выполняет важную техническую функцию. А вот основное предназначение фарминга - предоставление ликвидности децентрализованным площадкам, чтобы пользователи могли совершать операции по обмену криптовалют.

Соответственно, и способ получения вознаграждения тоже разный. Валидаторы в стейкинге получают свою “зарплату” за выполнение полезной работы по поддержке сети. А доход фермеров формируется из комиссионных сборов платформ, на которых размещены их средства.

Также различаются входные барьеры и требуемый уровень знаний. Чтобы начать заниматься стейкингом, как правило, нужно вложить сразу несколько сотен или даже тысяч долларов в монетах и разбираться в настройке инфраструктуры. Фарминг же более демократичен - можно начать хоть с 50 долларов.

Ещё одно важное отличие - уровень рисков и потенциальной доходности. Стейкинг считается относительно консервативным способом инвестирования с доходом на уровне 5-15% годовых. А вот при фарминге возможности заработка гораздо выше (до сотен процентов), но и риски существенно больше.

Помимо этого, при стейкинге ваши средства "заморожены" на время работы валидатора, а фарминг более гибок и позволяет выводить активы в любой момент.

Заключение 

Несмотря на некоторые внешние сходства между стейкингом и фармингом, по сути это довольно разные механизмы генерации дохода, со своими особенностями, достоинствами и недостатками. 

Стейкинг является более консервативным, но и более безопасным способом получать стабильный доход на уровне 5-15% годовых на свои криптоактивы. При этом часть средств блокируется на время работы валидатора.

Фарминг открывает возможности гораздо более высокой доходности - до сотен процентов годовых. Однако это сопряжено со значительными рисками - волатильностью рынка, ошибками в коде смарт-контрактов, неопределенностью регулирования и другими.

Каждый инвестор сам выбирает подходящую для себя стратегию в зависимости от предпочтительного соотношения риск/доходность. На практике часто используется гибкий подход, сочетающий стейкинг и фарминг с учетом текущей ситуации на рынке.

Новости:

О трендах криптоиндустрии в 2023 году с Никитой Куценко

Главным оппозиционером майнинга является трейдинг, проще говоря обычная покупка криптовалюты.
Нужна помощь в выборе оборудования?
Оставьте заявку в форме ниже, наш специалист перезвонит вам в течение 15 минут
и ответит на интересующие вас вопросы:
Подпишитесь на новости
и получайте свежие статьи первыми

Контакты
Офис: Москва, Электрический переулок, 3/10с1
Сервисный центр: Москва, Малая Грузинская, 54
Отдел продаж: +7 (495) 118-34-02
График работы: пн-пт с 10.00 до 19.00
сб-вс встречи по согласованию